-¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈вгени€_ омардина

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) OSINKA_CLUB

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.01.2012
«аписей: 1242
 омментариев: 194
Ќаписано: 2274

ѕраздники Ц неотъемлема€ часть всей жизни.

¬оскресенье, 22 январ€ 2012 г. 00:36 + в цитатник

ѕраздники – неотъемлема€ часть нашей ƒуховной  ультуры, да и всей жизни. Ќа –уси праздники всегда любили. Ќе потому, что в эти дни «суетные дела сп€т», а потому что духовное чтили выше телесного. ѕотому, что народ, уме€ трудитьс€, умел и веселитьс€. ѕраздники - не придуманы, они объективно необходимы как еда, сон, труд. Ёто не столько отдых, сколько другое состо€ние сознани€, противопоставленное будн€м. ¬сЄ в жизни мен€етс€, а праздник остаЄтс€. » хот€ он может стать другим и даже справл€тьс€ по совсем иному поводу, остаютс€ и празднична€ радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дн€. —охран€ютс€ и атрибуты праздника: цветы, куклы, маски, различные украшени€.

∆изнь русских людей всегда состо€ла из будней и праздников. ѕо народным представлени€м, чередование будней и праздников считалось необходимой составл€ющей нормального течени€ жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира. ѕраздничных дней в –оссии XVIII – XIX вв. было много: сто сорок – сто п€тьдес€т в году. ќни возникали в разные исторические эпохи. —амыми древними были праздники, св€занные с земледельческим календарЄм. »х называли календарными или годовыми праздниками, так как, начина€сь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожа€. √лавными среди них были —в€тки, ћасленица,  упальские празднества, а так же праздники сбора урожа€, то есть те праздники, которыми отмечались четыре самые важные природно-астрономические €влени€: зимнее и летнее солнцесто€ние, весеннее и осеннее равноденствие.

¬ истории человечества феномену праздника принадлежит особа€ роль, ведь празднество – это важна€ изначальна€ форма человеческой культуры. √лавна€ черта древнего празднества - его духовный и социальный характер, выражена, в терминах слав€нских народов, обозначавших праздники: «собор», «соборище», «собрание», «сбор»; «толпище»; «сходбище»; «событка», «собутка», «соботка», «субботка»; «куп», «вкупе», «купно» (« упала»). ѕраздник – одно из главных пон€тий народного календар€, «сакральное» врем€, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. –азличаютс€  великие, большие и малые праздники. ѕраздник отличаетс€ от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает накануне, после захода солнца.  —амо понимание праздника как опасного дл€ людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составл€ет элемент €зыческой картины мира. ¬се праздники, как большие, так и малые, считаютс€ опасными. «десь выделен основной момент: любые праздники наход€тс€ на грани «того» и «этого» мира и €вл€ютс€ опасными. ‘асмер в своЄм «Ётимологическом словаре русского €зыка» приравнивает слова праздный и порожний. ј порожний – это не только пустой, но и наход€щийс€ на пороге, на грани миров. ћожет быть не случайно у ¬.». ƒал€ выделено: празь – или презь, черезъ, чрезъ, сквозь, насквозь. „ерез порог сквозь грань миров надо пройти.

ѕраздник – это не слово, а фраза: «ѕо –а —ии (эти) ƒни». –уна « а», сто€ща€ в конце этой фразы, означает «союз, совокупность». ќтсюда следует, что праздник – это совокупность дней, которые необходимо прожить по воле солнца –а. ѕравь (духовный мир –ода – ѕородител€ – наши ѕращуры), в силу астрономических и гео-аномальных особенностей таких дней, приоткрываетс€ нашему воспри€тию дл€ того, чтобы ѕравить наши дух, душу и тело. ¬ праздничные дни ѕравь явью правит. ¬ эти дни каждому даЄтс€ шанс восстановить св€зь с ћатерью – ѕриродой, наполнить дух, душу и тело  силой ѕрави – ¬ерой.

¬рем€, в котором мы живЄм, делитс€ на праздники и будни. ¬ будни мы зарабатываем хлеб насущный, в поте и в труде. Ќо приходит праздник, когда начинает петь душа, когда хочетс€ думать не только  о том, как накормить свою плоть. ѕраздник – это мир чувств, эмоций, стихий, это состо€ние общени€ человека с Ѕогом в нужное врем€ в нужном месте. Ќа встречу с Ѕогом невозможно опозданье, но правильно выбранное врем€ и место даЄт лучший результат. » дл€ гармонии жизни необходимо, чтобы будни были уравновешены праздниками, а праздники будн€ми. ¬ыбор времени и места проведени€ праздника, подготовка этого места, психоэмоциональное состо€ние: всЄ это оказывает вли€ние как на участников, так и на само пространство-врем€. ѕраздники т€готеют к особым местам, многие храмы (св€тилища, капища и др. места проведени€ св€щенных обр€дов) располагаютс€ на геоактивных точках «емли. ≈сли праздник проводитс€ в нужное врем€ и в нужном месте, его участники максимально раскрываютс€ дл€ общени€, дл€ воспри€ти€.

ѕраздники могут быть семейными и общинными. —емейные праздники в русском быту: именины и семейные братчины, отмечавшие важные событи€ в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные дл€ почитани€. —емейные торжества проход€т обычно в течение одного дн€. ќбщинные праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. “акие праздники дл€тс€ несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. ћногие из них имеют так называемые предпраздники и попразднества. ѕредпраздник необходим дл€ создани€ у людей определЄнного психологического настро€ на праздник. ѕопраздество решает задачу выведени€ человека из праздничного состо€ни€ в будничную, повседневную жизнь.

Ќеобходимо особо отметить социальную многофункциональность праздника вообще и календарного праздника в частности. —реди его основных функций: торжественное обновление жизни, коммуникативна€ и регул€торна€ роль, компенсаторна€, эмоционально-психологическа€, идеологическа€ и нравственно-воспитательна€ функции. ѕрежде всего, праздник способствовал сближению людей, живших в одной деревне, селе, городском квартале. ќбща€ празднична€ гульба сближала людей, поддерживала в них чувство коллективизма. ѕраздник, на который сходилась вс€ ближн€€ и дальн€€ родн€, способствовал укреплению родственных св€зей, развитию родственной взаимопомощи. ќбсуждение важных новостей помогало осознанию общих интересов жителей не только одной общины, но и всего уезда, губернии, страны. Ќемаловажно и то, что праздники, с их весельем, пл€сками, песн€ми, кулачными бо€ми, общением молодЄжи, позвол€ли люд€м продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других членов общины, передать своЄ умение более молодым.

 аждый из праздников  имеет свою отмеченную давней традицией программу. —воеобразие праздничного ритуала зависит от самого событи€, лежащего в основе праздника, его происхождени€ и значимости дл€ общества.  аждый праздник имеет своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда.

ѕраздник – это изменЄнное состо€ние сознани€. ћир открываетс€ с другой стороны, перестаЄт быть обыденным и становитс€ сказочным, волшебным. —овременные люди во многом утер€ли это состо€ние, но, тем не менее, они отличают обычный обед от праздничного застоль€. ќсобенности праздника определ€ют особенности стола.

ѕраздник – это переходное состо€ние, когда вести себ€ обыденным образом не рекомендуетс€, потому что это может быть опасно.   природным календарным праздникам, которые определ€ютс€ самим космосом, можно добавить все обр€ды перехода: зачатие, родины, всевозможные возрастные инициации, дни рождени€, свадьбы, похороны, проводы души.

ѕраздник в пространстве ноосферы подобен геоактивным зонам в пространстве «емли и биоактивным точкам в пространстве организма. ѕраздник – сакральное (от латинского sacrum – св€щенное) врем€ противопоставленное времени будней. Ёто разрыв «мирского» времени, когда люди освобождаютс€ от повседневных дел и забот. ќн может заполн€ть несколько суток, но может укладыватьс€ и в несколько минут: молитва, посещение капища, св€тилища, храма, песнопение. „еловеческий разум очень давно постиг тайну круговорота быти€ и его св€зи с космическими силами. Ёта тайна пр€талась в образах праздника.

∆ив€ в пол€х космических тел, каковыми €вл€ютс€ —олнце, Ћуна, «емл€ и другие ближние и дальние планеты, всЄ живое испытывает от них посто€нное ритмически мен€ющеес€ воздействие. »звестно, что в течение дн€ существуют, по крайней мере, 4 нестабильные временные точки, которые можно обозначить как полдень и полночь, восход и заход —олнца. Ёто не те восход и заход —олнца, которые объ€вл€ютс€ по радио, а истинные полночь и полдень, определ€емые астрономически. Ёто врем€, исчисл€емое минутами (до 2-х часов), €вл€етс€ потенциально опасным, критическим, нестабильным, и люди интуитивно стараютс€ в это врем€ не вести активных дел (например, полуденный обед или сон, полуночный отдых и т.д.).

“акие же времена «нестабильности», достигающие по продолжительности 2-3-х суток, существуют в лунной периодике: новолуни€ и полнолуни€, перва€ и треть€ четверти. ¬ это врем€ повышаетс€ количество аварий, нервных и душевных срывов. Ќоволуни€ и полнолуни€ несут особую энергетику, котора€ отмечаетс€ поэтами, психологами статистиками и чувствительными людьми. —ледует отметить, что на новолуни€ и полнолуни€ приход€тс€ солнечные и лунные затмени€, делающие эти событи€ ещЄ более опасными.

 √одова€ ритмика также отмечает «критические» времена – это солнцесто€ни€ и равноденстви€. ¬ народной традиции эти периоды, дл€щиес€ до 12 дней, отмечаютс€ как праздники:  ол€да и кол€дки – на зимнее солнцесто€ние,  упальские мистерии на летнее солнцесто€ние. ћежду солнцесто€ни€ми и равноденстви€ми наход€тс€ особые точки – сречи, которые отсто€т от первых на 40 – 45 дней.

¬ любом календаре есть устойчивые даты, которые из года в год отмечают как великие, средние и малые праздники. Ёти даты в разных традици€х, как правило, не пересекаютс€. ќни, скорее всего, св€заны с годовщинами значимых событий. ¬едь не случайно мы отмечаем дни рождени€, годовщины свадеб и похорон – праздники перехода.  огда это событие значимо дл€ судеб многих людей, оно становитс€ полномасштабным праздником, но когда оно попадает на «критические» моменты, праздник становитс€ сильным. “ак же сила праздника увеличиваетс€, если совмещаютс€ все три цикла, что реально может выполн€тьс€ всегда в силу соотношени€ длительности этих циклов и «критических» времЄн. ¬едь годовые праздники дл€тс€ до 12 дней, между лунными четверт€ми от 6-ти до 9-ти дней, а когда лучше проводить основной обр€д – в полночь или в полдень, на восходе или на закате, определ€тс€ самим характером праздника.

ѕродолжительность определ€етс€ самим характером праздника. ѕраздники, приход€щиес€, например, на солнцевороты отмечаютс€ не один день и стро€тс€ по разветвлЄнному, насыщенному сценарию. Ќо даже если праздник невелик по продолжительности, у него об€зательно есть сво€ программа действий.

ѕраздник нуждаетс€ в настройке, определЄнных подготовительных меропри€ти€х. ѕеред большими праздниками необходим пост – подготовка тела и духа к празднику. ’орошим подспорьем бывает бан€ – она и моет, и чистит, и укрепл€ет. ƒл€ непосредственного вхождени€ в состо€ние праздника используют музыку, свет и цвет, тонизирующие напитки (например, —урица – настой целебных трав на воде с мЄдом, «заигравший» под лучами солнца (—урьи)).

ѕраздник кроме входа имеет и выход. Ќаход€сь долгое врем€ в состо€нии праздника, нужно грамотно и аккуратно выйти из этого состо€ни€. Ћюди, проходившие длительное лечебное голодание знают, что вернутьс€ к нормальному питанию достаточно сложно и если не соблюдать определЄнные правила, можно сильно навредить себе.

ѕраздник – это обр€д перехода. ћир перестаЄт быть обыденным и открываетс€ возможность слышать пульс космоса. —овременные люди во многом утер€ли это состо€ние, но, тем не менее, они отличают обычный обед от праздничного застоль€.

—ледует отметить, что обр€ды перехода свойственны как каждому человеку (день рождени€, переход в другую возрастную категорию, посв€щение в специальность, смерть), так и дл€ общности людей. ћинимальна€ €чейка общества – семь€, и семейные праздники: свадьба и годовщина свадьбы по обычаю отслеживаютс€ очень тщательно (вспомните об обр€де серебренной и золотой свадьбы). –азвод – это тоже праздник. ≈сли семь€ не сложилась, то необходим обратный обр€д перехода. ƒл€ крупных сообществ людей, таких как предпри€тие, район, город, государство, также существуют обр€ды перехода: Ќоволетие, ƒень ѕобеды и т.п. —уществуют праздники церковные, кажда€ конфесси€ имеет свои праздники. ј если праздники попадают в космическую ритмику, сила их воздействи€ увеличиваетс€.

ќтношение русских к празднику было чрезвычайно серьЄзным. Ќарод считал, что любой праздник требует к себе уважени€. ќно выражалось прежде всего в прекращении всех работ: «ƒень св€т – все дела сп€т», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нар€дными, в желании сделать общение более радостным и при€тным. –абота в праздник считалась неуважением к Ѕогу, а гр€зна€ или заваленна€ снегом деревн€, неухоженный дом или плохо одетые люди – неуважением к празднику.

ѕраздничный день требовал преображени€. ƒеревн€ выгл€дела обновлЄнной, когда улицы были очищены от гр€зи и снега, сорна€ трава скошена, фасады домов отремонтированы. ѕраздничный облик внутри дома достигал благодар€ идеальной чистоте, новым половикам, полотенцам с «украсами», развешанным у окон и в красном углу, расставленной на полках праздничной утвари, распростран€вшимс€ повсюду запахом пирогов (слово пирог от корн€ «пир»!) Ћюди по€вл€лись на улицах в «добро», то есть красивой, добротной одежде «достойной дню»: чем значительнее праздник, тем €рче, богаче костюм.

 роме того, праздник требовал, подчЄркнуто уважительного отношени€ людей друг к другу, про€влени€ гостеприимства ко всем, даже незнакомым, странникам, а также участи€ всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе.

»з сказанного можно сделать следующие выводы:

1.       ѕраздник – неотъемлема€ составл€юща€ нормального течени€ жизни.

2.       —то сорок – сто п€тьдес€т праздников в году – это примерно 40 % времени.

3.       —уществуют праздники общинные и личные, семейные.

4.       ѕраздники могут длитьс€ до 12 дней.

5.       ѕразднику необходим предпраздник и попразднество.

6.        аждый праздник имеет свою программу, сценарий.

ѕраздники занимали чрезвычайно важное место. » кака€ же мощна€ энерги€ была заложена в них, если еЄ отблески дошли до нас! ќдна из причин этой мощи в том, что праздник был жизненно необходим: и дело не столько в веровани€х людей и их веровани€х, а ещЄ и в воздействии праздника на человека. »сследователи утверждают, что хоровое исполнение праздничных песен благотворно вли€ет на здоровье, и сейчас учЄные и музыканты пытаютс€ проникнуть в тайну народного пени€, в особый звук праздничной хоровой песни, исполн€емой издревле. —читаетс€, также, что и веселье праздника обладает особыми свойствами, а праздничный всеобщий смех назван очищающим смехом – благотворное его вли€ние на участников праздника несомненно. ¬ образах праздника люди остро и полно переживали свою изначальную св€зь с миром, с природой.

„тобы пон€ть суть любого народного праздника, нужно доискатьс€ до глубочайших его корней, которые, как это почти всегда случаетс€, закрыты от взора более поздними наслоени€ми.

—ери€ сообщений "–оль праздников":
„асть 1 - ѕраздники Ц неотъемлема€ часть всей жизни.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку