-¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈вгени€_ омардина

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) OSINKA_CLUB

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.01.2012
«аписей: 1113
 омментариев: 133
Ќаписано: 2080

 упала.

¬оскресенье, 22 январ€ 2012 г. 01:00 + в цитатник

 

 

¬  глубокой древности существовали дни года, которые весь народ знал и мог определить весьма точно. ≈динственный способ, каким это можно было сделать – астрономический. Ќаблюда€ летом за заходом солнца с определЄнного места, по азимуту замечали точку – обычно дерево на горизонте, иногда камень – дальше которой солнце уже не шло, начинало отступать. Ёто и был самый длинный день в году – день  упала. »ван  упала – народный праздник летнего солнцесто€ни€. ¬ народной традиции почитаетс€ как день летнего солнцеворота, в годовом круге симметричный –ождеству. Ётот праздник самый главный летний праздник земледельцев как ¬осточной, так и «ападной ≈вропы. ќн продолжаетс€ 2 – 3 дн€, достига€ своей кульминации в ночь на 24 июн€ – самую короткую ночь года. ѕо поверь€м, в этот день раскрывались тайны природы: раствор€лись небеса и земл€, играло или останавливалось солнце, говорили растени€ и животные, вода превращалось в вино, обнажались клады и тому подобное. ƒень »вана  упалы – врем€ приобщени€ к высшим силам природы. ≈сли воспользоватьс€ этим временем, то хватит сил, чтобы не болеть и чувствовать себ€ счастливым до следующего лета. Ёто третий главный праздник после —емика и нераздельно св€занного с ним “роицей. —ловами старинной (поющейс€ и теперь в  остромской и некоторых губерни€х) песни так определ€етс€ значение этого праздника:

 ак у нас в году три праздника:

ѕервый праздничек – —емик честной,

ƒругой праздник – “роицын день,

ј третий праздник –  упальница.

« упала» - означает «жар, жаркое стремление к чему–нибудь». ќднако все ритуалы купальского праздника, пожалуй, единственного в ≈вропе, так полно сохранившего свою дохристианскую обр€дность, говор€т о том, что в народном сознании он осталс€ €зыческим праздником огн€ и воды, апофизом торжествующего —олнца.  упальские праздники совершались во времена €зычества в честь свадьбы бога – солнца, супругой которого €вл€лась светоносна€ зар€ – зарница, красна€ девица. « упальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, один из актов которой было купани€ —олнца в водах. ќтсюда и название этих праздников – « упальские».  упало и  упальница – это древние ѕерун и богин€ «ар€. ѕо сохранившемус€ до наших дней болгарскому поверью, —олнце сбиваетс€ в эти дни с пути-дороги и €сноока€ ƒева-«ар€ €вл€етс€ на помощь светлому богу. ќна не только ведЄт бога богов по небесной стезе, но и каждое утро умывает его росою с напоенных летними благоухани€ми лугов, пестреющих к этому времени всеми цветами.

ќбр€ды и обычаи, св€занные с празднованием  упала, (не путать с  упальским воскресеньем!) выполн€лись и соблюдались от »ванова до ѕетрова дн€.

¬ Ќижегородской губернии, в окрестност€х села »ванцева и даже в самом Ћуко€нове до наших дней сохранились следы древних праздников в честь ярилы. «а неделю до »ванова дн€ в Ћуко€нове бывает торг и кресть€нское гул€ние, которое носит в народе название «ћолодой ярило», а в следующий за тем базарный день, перед самым »вановым днЄм, бывает вновь большой базар и гул€нье, известное под названием «—тарый ярило».

¬последствии, под вли€нием христианского вероучени€, день —в. »оанна ѕредтечи, совпадающий с купальскими праздниками, стали называть днЄм »вана  упалы.

Ќочь накануне »вана  упала превосходила сам этот день по своему ритуальному наполнению. ¬ ночь на »вана  упала жгут костры и прыгают через них и крапивные кусты, спускают с гор огненное колесо – простейший символ солнца. —ост€заютс€ в песн€х, купание ночью в росе, а днЄм в реках, собирают травы и плетут венки из полевых цветов и дубовых веток, украшают дома и дворы берЄзками и зеленью. ¬ эту ночь земл€ раскрывалась, и про€вл€лись еЄ чудесные, таинственные силы, выступали на поверхность все скрытые в ней сокровища. Ќочь на »вана  упала – особа€, стираетс€ грань между разными сло€ми мира. ¬ эту ночь прошлое и будущее проступают чЄтче.

ƒубовый венок – не случайный предмет на этом празднике, празднике небесного огн€. ƒавно было замечено, что чаще других деревьев молни€ поражает дуб. ѕоэтому у греков дуб был посв€щЄн «евсу, германцы почитали его как дерево громовержца “ора, а дл€ древних балтов – предков литовцев и латышей он олицетвор€л ѕеркона – ѕеркунаса, ближайшего родственника древнерусского бога грозы ѕеруна.

√ул€ющие в этот день и ночь опо€сывались перев€з€ми из цветов и полыни, на головы надевали венки из трав, составл€ли хороводы, пели песни. — вечера под »вановскую ночь народ собиралс€ на выгоне, на возвышенном месте, у реки, над водой, на паровом поле или возле засе€нного пол€ ржи, пшеницы, а также на границах сЄл, на развилках и перекрЄстках дорог и т.п. —тавили шалаши. —тарики садились в кружок и начинали через трение добывать огонь из двух старых сухих деревьев. ¬се остальные сто€ли кругом в глубоком молчании. Ётот огонь называлс€ живым.  ак только по€вл€лс€ огонь, всЄ оживало, пело и веселилось. –азводили костры, пл€сали с факелами и перескакивали через огонь. Ћюди сжигали старые вещи, св€занные с прошлым, не всегда €вл€ющимс€ хорошим, этим самым прощались с ним.

–ано утром отправл€лись в лес – на росу. ѕолагали, что роса очищает тело и избавл€ет от болезней. »вановской росе приписывалась особа€ магическа€ сила.

¬ песн€х, которые распеваютс€ в деревн€х,  упала называетс€ «любовным», «чистоплотным», «весЄлым». ¬се эти эпитеты, которыми надел€ет  упалу народна€ песн€, наход€т своЄ объ€снение в целом р€де обычаев, приуроченных к этому дню. “ак, «любовным»  упала называетс€, между прочим, называетс€, потому, что в его день раз в году, расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни «сердце девичье огн€ми зажигают на любовь». ¬прочем, сердца деревенской молодЄжи зажигаютс€ и без папоротника, потому, что ещЄ накануне  упалы, рощи, берега рек, леса и луга оглашаютс€ весЄлыми хороводными песн€ми, и парни и девушки вместе ищут чудодейственные травы, вдали от строгих глаз матерей и отцов.

 

 упальска€ вода.

 

«„истоплотным» »ван  упала называетс€ оттого, что на заре этого дн€ прин€то купатьс€, причЄм такого рода купанию приписываетс€ целебна€ сила. ¬ купальскую ночь целебной силой обладает роса. ¬ ней купались, чтобы сохранить здоровье и красоту, поили ею коров, чтобы они давали много молока. Ќедаром »ванов день называли ещЄ праздником росы. –анним утром играло, как на ѕасху, и восход€щее солнце. ƒеревь€, животные, всЄ живое разговаривало друг с другом. — той же целью отыскать целебную силу, поутру »ванова дн€ вологодские бабы «черпают росу»; дл€ этого берЄтс€ чиста€ скатерть и «бурак», с которыми и отправл€ютс€ на луг. «десь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать вс€кую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Ёту воду можно использовать дл€ окроплени€ кровати и стен дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

¬ ќрловской губернии (как, впрочем, и во многих других) с »ванова дн€ начинают ломать пруть€ берЄзы дл€ банных веников. ƒелают это в том предположении, что веники, срезанные до »ванова дн€, принос€т вред дл€ здоровь€ (на теле будет чЄс, т.е. чесотка). ¬ообще, бан€, купанье в реках и умывание росой составл€ют один из наиболее распространЄнных в народе купальских обычаев. ћестами этот обычай выразилс€ даже в своеобразный обр€д обливани€ водой вс€кого встречного и поперечного. «ƒеревенские парни одеваютс€ в гр€зное, старое бельЄ и отправл€ютс€ с вЄдрами и кувшинами на реку, где наполн€ют их самой гр€зной, мутной водой, а то и просто жидкой гр€зью, и идут по деревне, облива€ всех и каждого, дела€ исключение только дл€ стариков и малолеток». Ќо всего охотнее, разумеетс€, обливают девушек: парни врываютс€ даже в дома, вытаскивают и вынос€т девушек на улицу силою и здесь с ног до головы окачивают гр€зью. ¬ свою очередь, и девушки стараютс€ отомстить парн€м и тоже бегут на реку за водой и гр€зью. Ќачинаетс€, таким образом, обща€ свалка, полна€ весель€, криков и смеха.  ончаетс€ дело тем, что молодЄжь, перепачканна€, мокра€ в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремл€етс€ на реку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купаютс€ вместе, причЄм, разумеетс€, и парни и девушки остаютс€ в одеждах.

ќсобой очистительной силой обладало купание в эту ночь.  упались обычно на рассвете, после догорани€ купальского костра и сбора растений. —читалось, что на восходе само солнце €кобы купаетс€, поэтому вода в источниках становитс€ особенно целебной. ¬ эту же ночь гадали, пуска€ по реке венки.

 

 упальские костры.

 

 упальска€ ночь така€ – пока не по€витс€ огонь, всЄ надо делать молча, чтобы не расплескать волшебную силу лишним или не к месту сказанным словом, нужно настроитьс€ на волшебство предсто€щей ночи, ощутить еЄ дух, еЄ силу, включитьс€ в ритм ожидаемого здесь действа. —тарики садились в кружок и начинали через трение добывать огонь из двух старых сухих деревьев. ¬се остальные сто€ли кругом в глубоком молчании. Ётот огонь называлс€ живым.  ак только по€вл€лс€ огонь, всЄ оживало, пело и веселилось. –азводили костры, пл€сали с факелами и перескакивали через огонь.

ќберегом служил и огонь купальских костров, через которые прыгала молодЄжь. ѕарни и девушки прыгали чаще всего парами. —читалось, что, если они при этом не разомкнут руки, они пожен€тс€. ¬о врем€ танцев вокруг купальских костров образовывалс€  магический круг, т.е. танцы €вл€лись одновременно и средством защиты.

«аранее заготавливали старые вещи или другие предметы. ¬ этих вещах – все прошлые неудачи и невзгоды, все болезни и всЄ то, что мешает открыто идти в будущее, к новой жизни. ¬се сжигаемые на  живом костре (костЄр зажжЄн от трени€ двух старых сухих палочек дерева) вещи символизировали уничтожаемое зло. “аким образом прощаютс€ с  прошлым, очищаютс€ от всей боли и т€жести, что мешает двигатьс€ по жизни дальше.

ќстатки купальского костра – головЄшки, огарки, угли, пепел – считались средством повышени€ плодороди€, поэтому их разбрасывали по пол€м и огородам, закапывали в гр€дки. Ќедогоревшие угли несли домой и разжигали в печи новый огонь, так нужно дл€ очищени€ избы. „ерез остывшие головЄшки и пепел перегон€ли скот и т.п.

 

 упала – травник.

 

 роме эпитетов «любовный», «весЄлый», «чистоплотный», »ван  упала повсеместно именуетс€ ещЄ и «травником». ѕоследнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаютс€ в ночь на «»вана  упалу», когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напр€жени€. ѕоэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают »вановой ночи и собирают целебные корень€ и травы на весь год. “равы, собранные в эту ночь, имели особые целебные свойства. »менно в это магическое врем€ кажда€ травка просит сорвать еЄ и сама раскрывает свою целебную силу. ƒо этого дн€ траву не косили, так как считалось в сене, скошенном до »ванова дн€, нет насто€щей силы. ѕосле »ванова дн€ – первый покос. Ётот праздник €вл€етс€, по верной народной примете, также и днЄм полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Ќедаром пчела в записанной ƒалем пословице говорит мужику: « орми мен€ до »вана  - сделаю из теб€ пана». «ƒо »вана просите, детки, дожд€ у Ѕога», - говорит наш кресть€нин, - «а после »вана € и сам упрошу». ¬сЄ растущее на земле – к »ванову дню в полном соку. ѕотому-то и самый сбор лечебных и вс€ких иных трав приурочен к этой поре.

¬ерили, что кажда€ из болезней владеет своим растением, способным эту же болезнь излечивать. » один раз в году, в »ванов день, все болезнетворные духи собираютс€ вместе среди цветущих растений.  ѕоэтому люди ищут особые травы, способные избавить от недугов и немочи. —обирать травы надо было в одиночестве и так, чтоб и близко никого не было. —обирать нужно те травы, которые захочетс€, к каким приведут ноги – те твои. Ќо прежде надо было попросить матушку сырую землю, чтобы она благословила нарвать с себ€ трав дл€ вс€кого снадобь€.

—обирали не только лечебные травы, но и растени€-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные дл€ гаданий, дл€ обр€довых венков и букетиков, растени€ дл€ изготовлени€ веников и мЄтел. »з собранных трав пр€мо в поле плели большой венок, через который пролезали по очереди все участники обр€да, чтобы быть здоровыми весь год.

ѕапоротник всегда поражал человеческое воображение тем, что в отличие от других растений, он никогда не цветЄт. Ћогика предков была такой: раз никто не видел цветение папоротника, значит его охран€ют волшебные (скорее всего, злые, подземные) силы. —читаетс€, что в полночь на »вана  упалу расцветает на мгновение цветок папоротника. ¬ нашем земном мире папоротник не цветЄт. ≈го цветы существуют в ином слое нашего мира. ѕоэтому люди не вид€т их. “от, кто сможет увидеть цветок папоротника, должен быть кристально чист душой и свободен от всех земных страстей – тогда его глаза настро€т особым образом и он увидит неземной цветок. ¬ народе верили, что человек, которому €вилс€ цветок папоротника, становитс€ всеведущим и всЄзнающим: он видит все сокровища, та€щиес€ в земле, он понимает €зык природы - зверей, птиц, растений, камней, он может видеть прошлое и будущее. Ќо нужно очень бережно обращатьс€ с этим знанием, чтобы оно не пошло никому во зло. ¬ тот же час цвела разрыв-трава, прикосновение которой давало человеку способность отпирать все замки и запоры.

ќтношение к подземному, нижнему миру было двойственным. — одной стороны, это – преисподн€€, царство зла и тьмы. ќгонь, озар€ющий его, - это не грозный небесный огонь и не благодетельный земной, а опасный колдовской огонь подземель€. — другой стороны, нижний мир – источник вс€ческого богатства. ¬ землю бросают зерно, чтобы оно взошло колосом, из земли добывают руду, в земле пр€чут клады. ¬ ночь на »вана  упалу, когда нечестии лесной и подземной будто бы дана вс€ка€ власть, спр€танное под землЄй золото вспыхивает и горит. Ёто плам€ пробираетс€ наружу блуждающими огоньками на болотах и лесных пн€х, а на «перуновом цветке» - папоротнике – распускаетс€ огненный цветок. „еловек, сорвавший его, овладеет тайными, скрытыми знани€ми и, в частности, приобретЄт способность видеть зарытые под землЄй сокровища.

— верой в наибольшую крепость, целительную и магическую силу трав и цветов в этот день были св€заны особые гадани€. «аготовленные в этот день травы и настойки из них считались панацеей от всех болезней. –ассказывали, что перед »вановым днЄм в двенадцать часов ночи собирали двенадцать разных цветов, зав€зывали в букетик, клали под подушку и загадывали, какой сон приснитьс€. ≈сли хороший – так хорошо год проживЄшь, худой – так худо.

—читалось, что с этой ночи по€вл€ютс€ светл€чки – ивановские черв€чки. ¬ народном календаре день »вана  упалы €вл€етс€ определЄнным сезонным рубежом, после которого снимаютс€ запреты на купание, на заготовку растений.

—ери€ сообщений " упала":
„асть 1 -  упала.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку