-Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Евгения_Комардина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) OSINKA_CLUB

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2012
Записей: 1113
Комментариев: 133
Написано: 2080

Горки.

Воскресенье, 22 Апреля 2012 г. 02:06 + в цитатник

 

Г о р к и — в старину были распространены по всему русскому Северу и  водили их три-четыре раза в год (в разных местах по-разному).

Первая была  приурочена к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину дню).

Вторая  — на Егория (день весеннего выгона скота).  

Третья  - на Петров день.

Горы – колыбель человечества, родина и обитель богов, и естественные пределы их владения; у всех славян горы почитались и поэтому являлись местом совершения большинства обрядов и связанных с ними обычаев.

gorka_UC (422x336, 28Kb)

К Горкам готовились задолго, основательно и серьёзно: звали гостей из других волостей, готовили традиционный для Горки праздничный стол: жарили аппетитную яичницу, пекли румяные пироги и большие караваи – всё, что на взгляд имеет форму круга и символизирует Солнце.  В этот день возжигались по холмам священные костры – огни в честь Даждьбога. Приносились в дар божеству поленья для костров, а также разнообразная еда. Здесь же вершился суд – полюдье.

Горки — праздник молодёжи, начинавшийся детскими играми, хороводами, песнями.

На Горки парни и девушки выбирали себе женихов и невест и в игровой, шутливой форме, выказывали свои симпатии. Парни и девушки наряжались в самые лучшие и красивые свои одежды, чтобы обратить на себя внимание и понравиться своему любимому.

Оставаться парням и девушкам дома в этот день было нельзя, в назидание отсутствовавших прозывали насмешливыми кличками. Считалось, что все праздничные гуляния сидевшие дома молодые никогда не найдут себе жениха или невесту или им достанутся некудышние в пару, ведь самых лучших женихов и невест "разберут" другие.

Из воспоминаний жительницы Усть-Цильмы Марьи Николаевны:

- Как Горка начинается? Сначала «столбами»  ходим. Идем по дороге по трое: задние наперед переходят, потом заворачиваемся, пока народу не очень много, последние наперед стают — медленно, торопиться ведь некуда. Мужчины раньше «столбами» не ходили, они пока в лапту, в мяч играли, боролись — встречали нас.  «Столбами» походим, в круг встанем — поем. После «на две стороны» встаем, друг против друга, потом «на четыре стороны», потом «лен полоть» идем и все поем... Невесту уже в конце выбирают, когда «долгую» водят.

— Бояре, вы зачем пришли,

Да молодые, вы зачем пришли?

— Мы пришли на невест смотреть,

Молодые, их хороших выбирать.

— Вы, бояре, покажите жениха,

Молодые, покажите жениха.

 «Долгая вожжа» — беремся рука за руку и поем:

Я по реченьке потеку,

Да я ко бабушке забегу.

Скоро бабушка добра, добра

Да сладка, сладка, сладка,

В огородах-то чиста, чиста,

В огородах сажено,

Что земля-то была ораная,

Земля ораная, да не боронованная,

Семена те были куплены,

Да не окуплены,

А вода вожена, да заморожена.

Так вот и ходили — мужчина и женщина, мужчина и женщина. А потом — в «плетень» — заплетаются, как в косичку, а потом расплетаются.

Заплетайся, плетень, заплетайся!

Ты завейся, труба золотая!..

Эта песня поется протяжно, повторяется несколько раз.

А уж последнее — «прососеянье» — снова сторона на сторону.

Песня «Бояре, вы зачем пришли...» — известна как детская хороводная игра. Многие древние ритуалы «выбора невесты» сохранились в неприкосновенности именно в детских играх.

В песнях, а когда-то заклинаниях Горки просматривается несколько связанных между собой основных тем. Во-первых, это тема любви, свадьбы, брака. Во-вторых, тема земледельческих работ, урожая, которая является природным, космическим отражением земных свадеб. К ней примыкает и мотив воды, орошающей посевы («Я по реченьке потеку...», «Тига, утушка, домой...»). Знаменательно, что песни эти сопровождают спиральные хороводные фигуры — «плетень» и «большая вожжа». Еще у древних трипольцев  спираль была знаком воды; девушка здесь именуется «утушкой», «лебедушкой».  

Известная хороводная песня «А мы просо сеяли...» (тоже ставшая сейчас детской игрой) — образец прекрасно сохранившегося земледельческого обряда-заклинания, обращенного к древней славянской богине оживающей и рождающей природы — Ладе. В славянском пантеоне Лада и ее дочь Лёля, олицетворяющая весеннюю растительность, играли ту же роль, что в греческом — Деметра и Персефона. А имя «Лада» возводится к еще более древнему божеству — греческой Латоне (Лето), матери Артемиды и Аполлона. Припевное обращение «Дид-Ладо», неподходящее на первый взгляд для божества женского пола, нашло себе объяснение в литовском фольклоре, где богиню всегда именовали «Дидис Ладо», то есть «Великая Лада». По-видимому, от литовцев это наименование Лады и перешло к славянам.

Первоначальный смысл обряда «А мы просо сеяли...» состоял не в борьбе двух враждующих партий — трудолюбивых землепашцев и задир конников. Просто таким способом производился в старину обмолот собранного в снопы проса: по нему ездили на лошадях или волах.

«С т о л б ы», «круг», «на две с т о р о н ы», «на ч е т ы ре с т о р о н ы » («Иванов монастырь»), «долга я» («большая вожжа»), «плетень» — название шести основных фигур хороводного действа, сменяющих друг друга в строго определенном порядке и сопровождающихся хоровыми песнями, закрепленными за каждой фигурой. На горке в Усть-Цильме побывала московский хореограф Т. Неклюдова. Ее профессиональному взгляду открылись удивительные вещи, ускользнувшие от прежних наблюдателей. Оказывается, фигуры устьцилемских хороводов содержат сложную геометрическую символику, воплощающую единение человека и Вселенной, и в точности совпадают с узорами ритуальной резьбы на старинных русских прялках.  «Геометрические построения Горки,— пишет Неклюдова,— будто вычленяют из ритуального места... еще более священные зоны, очерчивая их кругами, линиями, четырехугольниками, спиралями. Как будто невидимая рука чертит эти фигуры, и мир покоя и красоты, вселенской гармонии нисходит на землю в образе горочного хороводного действа. Фигурные построения хороводов доносят до нас древние представления о совершенстве космоса, красота которого выражена гармонией и числом».

Заклинают, ворожат, сеют, урожай собирают, любят, женятся, род продолжают — все можно выразить языком народной хореографии. До чего удивительна, оказывается, природа этого праздника — Горки! Вся жизнь крестьянская со всеми представлениями и образами, трудом и отдыхом, горестями и радостями вплелась в ее хороводы и песни. А ведь это не просто череда игр и хороводов, это — настоящий театр, в котором действие не оторвано от реальной жизни.

И вдруг степенность Горки сдуло первыми же звуками гармони: кадриль, пляски, частушки — все парчовое великолепие смешалось в их вихре, как в калейдоскопе. Представление было окончено, занавес опущен, и былую размеренность прорвала лавина народного веселья. Горка не умолкала до петухов.

 

Красная горка.

 

Красная горка - древнерусский народный весенний праздник. Красная горка широко праздновалась на Святой Руси задолго до принятия православия (по сути, Красная Горка "языческий" праздник).  Красная Горка на Фомин день символизирует полный приход весны. Он происходил весной, в дни весеннего разлива речных вод. Просыпались поля, луга, леса, наступало начало свежего жизненного цикла перед началом полевых работ крестьянами. Это один из праздников красной весны – с него начинаются хороводные игры на горах и в долинах, играются свадьбы. Это был день всеобщего веселья, хороводов, торжества и балаганов; первое весеннее гулянье девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега.  Считается, что название "Красная горка" пошло от того, что гуляния устраивали на вершинах холмов, которые первые прогревались от солнечных лучей и покрывались зелёной травой. Отсюда и название - красная, то есть красивая, горка. Но это только версия.  С самых давних времён красный цвет характеризовал всё самое лучшее, всё наиболее привлекательное и радостное называлось в народе "красным".  Красный – это прекрасный, весёлый, радостный, молодой. Отсюда и название первого праздника воскресшей весны – Красная горка.

В древние времена было принято "закликать", зазывать, "заигрывать" весну - призывать весну прийти к нам поскорей, и так же "величать" весну, то есть славянами произносились заклички на отличную погоду, сбор богатого урожая, на счастливую жизнь. Пели песенки – "веснянки", в которых славилось возвращение тепла, солнышка и зарождение плодов. Пели все вместе: "Приди к нам весна! С радостью, с милостью! С рожью зернистую, с овсом кучерявым, с ячменем усатым …".

gorka_1 (600x429, 130Kb)

В этот день перед восходом солнца девушки собирались на самом высоком месте в деревне – Красной Горке, становились в круг, выбирали

«хороводницу». Она при появлении первых солнечных лучей выходила на середину круга и произносила заклинание. Все повторяли слова вслед за «хороводницей», в нужный момент называя имя своего желанного. Затем «хороводница», положив посреди круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая, ту – третья.  После пения песен все принимались за угощение.

В этот же день устраиваются праздничные прогулки заневестившихся девушек. Женихи, в свою очередь, выходят на смотрины, совершающиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами

распускающихся деревьев. Бывает и так, что на месте зелёных смотрин происходит и самое рукобитьё. Жениха и невесту, которые были сосватаны именно на Красную горку, называли "вьюнец" и "вьюница", к их домам парни и девушки приходили шумной оравой, друзья жениха пели песни, за что угощались вкусными пирогами. В этот день на Красную Горку также не давалось покоя и молодым супругам, потому что подгулявший народ ходил "окликать" пары, поженившихся в течение этого года, пелись венчальные песни и гости дружно славили супругов, которые в знак благодарности угощали их традиционными куриными яйцами.

 

Горка на Егорьев день.

gorka (686x700, 82Kb)

 

Горки-то водить начинали с весны. Хоть и затяжная весна, холодная, а как коров выгонят на улицу, так девки вы шли — песни завели. Девушки в этот день собирались на лугах, на источниках и славили Егория, ведь он по преданию, ещё и девичий заступник.

Святой Егорий по лугам ходит!

Ему девушки красные яички несут,

К нему бабоньки скотинку ведут,

Мужики его хоробрым величают,

Старики о здоровьице заклинают.

 




 

 

Горка на Петров день.

gorka_2 (700x538, 100Kb)

 

Раньше мы на Горку днем ходили, праздновали, с обеда пойдем и до ночи — ночи-то у нас летом светлые. Ночью и кашу ездили за реку варить — петровщину  — девицы с парнями вместе. Из пшена, риса — какая крупа есть, из той и варили.

«П е т р о в щ и н а» — варка каши на Петров день (12 июля), ставшая теперь забавой,— отголосок старинного поминального обряда, жертвоприношения предкам. В этом обычае сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц; поэтому и еда здесь «птичья» — крупа, каша. Важно, что поминальная трапеза происходит «за рекой»: в фольклоре переправа через реку — синоним путешествия в страну мертвых. Не случайно и то, что петровщину варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным миром.

А еще варить кашу на кострах ездили далеко на лошадях. Место найдем, песни поем, из деревни в деревню скачем, в одном месте попляшем кадриль, в другом попляшем. Самая главная Горка — в Петров день.  А с утра все на луг — сено страдать. кто с косами, а кто и с архаичными «горбушами» — нечто среднее между серпом и косой.
 

 

Литература.

1.         Александр Миловский. «Песнь Жар – птицы». – М.: «Детская литература», 1987.

2.         Панкеев И.А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.

3.         Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовтельных учреждений / Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 400с., ил.

Серия сообщений "Горки":
Часть 1 - Горки.




 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку