-Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Евгения_Комардина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2012
Записей: 1158
Комментариев: 160
Написано: 2153

Новогодняя история Деда Мороза и Снегурочки.

Суббота, 29 Декабря 2012 г. 13:15 + в цитатник

 

child1 (700x525, 198Kb)

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался после зимнего солнцестояния.  Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой  ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог - каравай – по форме тоже  напоминал солнце. Кроме того, он связывался с плодородием, что отражено в его названии, которое  этимологически связано со словом "корова". В древности каравай приготовляли жрецы с помощью различных ритуалов и специальных архаических орудий,как, например, обрядовые жернова для приготовления муки. Убираясь в канун праздника, девушки тщательно выметали мусор из-под стола – ведь если им попадалось хлебное зерно, то оно сулило замужество в будущем году.

Празднование нового года 1 января в русские традиции ввёл Пётр I, которого история России знает как великого  реформатора. Этот обычай, вместе с многими другими, он привёз с запада, где начало года принято было  отмечать первого января. Итак, новолетие 1700 отмечалось дважды: первый раз - осенью, и второй  раз — в январе, с новыми для того времени забавами, тоже привезёнными из Европы. Впрочем, первое января во времена Петра приходилось на дни Святок — и без того праздничные. В XX в. переход на григорианский  календарь сместил Новый год на рождественский пост. Но в XVIII веке о таком подвохе никто ещё и не думал.

Петровский указ не только утверждал новую дату празднования новолетия, но и вводил нетрадиционные для русских обычаи и обряды, приуроченные к этому торжеству. Отныне всем «духовного звания, знатным, скудным людям» надлежало к празднику на домах, воротах и проезжих улицах «учинять неоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Ёлка — казалось бы, неотъемлемый атрибут зимних праздников — также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. Прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно  бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерева в праздничном уборе.

elki_1 (510x383, 241Kb)Культ вечнозелёного хвойного дерева – обиталища духа растительности, является древнейшей Европейской традицией, освящённой западной христианской церковью. Занесённый три века назад из Германии обычай украшать рождественскую новогоднюю ель в нашей стране не приобрёл религиозного значения (у славян издавна почитается другое дерево – берёза), а сама встреча Нового Года была и остаётся праздником светским.

К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого «древнего  народного обычая» ещё не знали. Первыми в «подражание Европам» начали украшать свои дома нарядными новогодними ёлками жители Москвы и Санкт-Петербурга, затем этот обычай распространился шире, став частью городской культуры. Русская же глубинка ещё долго продолжала жить «по старинке», опираясь на традиции славянской культуры (в деревнях рядить ёлки стали к середине ХХ века).

 

Но ёлка эта ещё не была новогодней — она называлась рождественскnovogodnjaja_elka (363x367, 776Kb)ой и  украшалась лакомствами, игрушками, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала  восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция  украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала  прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия. 

С годами звезда на  вершине новогодней ели сделалась пятиконечной — красной; натуральные лакомства стали постепенно заменяться бутафорией — игрушками; свечи сменились электрогирляндами, а  ватный «снег» стал огнеупорным. Да и сами ёлки стали синтетическими. Хотя живые красавицы по-прежнему пользуются успехом, несмотря на  неудобства, связанные с осыпающейся хвоей. Вот — таков облик новогодней ёлки на сегодняшний день.

 

 

А теперь надо вспомнить о том, кто приносит под ёлку подарки. Нет, тот дедушка Мороз, которого мы знаем с детства, вовсе не так уж древен! Он ещё моложе, чем ёлка.

Русские сказки отлично знали персону по имени Мороз, старик Мороз, Мороз Красный Нос (или Синий Нос — у кого как…), а также помягче — Морозко.

moroz_skaz05 (700x511, 95Kb)

Образ Деда Мороза также появился в ХVIIIвеке. Пришёл он из Европы и оброс на Руси русскими чертами. До этого на Руси был образ – Мороза – персонажа весьма не однозначного – сродни русалкам, лешим. Он мог как спасти человека, так и погубить его. Мороз – моро (смерть) – связь с потусторонним миром, миром мёртвых, связь с прародителями, связь с родом. Именно в эти святочные дни связь с другими мирами более легко осуществима.

Советский Дед Мороз  - русская интерпретация Санта Клауса, который тоже появился не слишком давно — во времена Гофмана подарки детям приносил младенец Христос, а во времена Гюго — добрая фея. Так, или иначе,  но Санта-Клаус как атрибут Нового года (а точнее — Рождества) на западе уже был, в то время, как на советских ёлках  появился Дед Мороз.

Другой персонаж, чьё присутствие обязательно для новогодней ёлки — Снегурочка, внучка Мороза. Странно было  бы, если бы внучка оказалась старше деда, и появляется она чуть позднее его.

В русских сказкахshegurochka_68213711 (450x325, 157Kb) Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку с белоснежной кожей или девушку, слепленную  бездетными стариками из снега и растаявшую при прыжке через купальский костёр. По мотивам этих сказок  драматург Островский создал образ своей Снегурочки — дочери Мороза и Весны, холодной, не знающей любви, и  погибшей от лучей ревнивого Ярилы в тот час, когда любовь коснулась всё-таки её сердца. Красивый, но печальный образ. Ту Снегурочку, которую знаем мы, роднит с ним лишь красивое имя и сказочный наряд.  Снегурочка Нового года лишена трагического начала и являет собой героиню светлой и счастливой сказки,  задача которой — приносить детям праздник. И она справляется с этой задачей, успешно дополняя и оттеняя  своего дедушку.

Что же касается русского Дедушки, то существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами".

В нашем языке слово "дед" означало - дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. А самый древний прообраз деда Мороза, это дед - защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание. Славяне считали, что Мороз - один из общих предков всех семей. Почести Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день прозвали Пасхой усопших, так как отмечался он вскоре после церковной Пасхи.

Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Большие деды, к которым относился и Дед Мороз, входили через дверь, а меньшие влетали через окно, поэтому во время такой ритуальной трапезы окна и двери раскрывались настежь. Во время этих кормлений, Деда Мороза можно было попросить о чем-либо. Считалось, что получив пищу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам. В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!”; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить. 

В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно. Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните).

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека... С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в « алмазы, жемчуг, серебро»…На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира.

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?..

ded_moroz_00000096 (700x525, 140Kb)

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов» … 

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:
 

Под «Рождество Христово» в обед 

Старорежимный елочный дед 

С длинной-предлинной такой бородой

Вылитый сказочный «Дед-Мороз» 

С елкой под мышкой саночки вез, 

Санки с ребенком годочков пяти. 

Советского тут ничего не найти!

 

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. 

Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг — рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки. Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области. Хоть сам Дед и не знает, сколько ему лет, но про свой день рождения – 18 ноября – помнит отлично. Ведь дети сами ему его придумали.


dedMoroz_i_snegurochka_93da552995fd (500x399, 76Kb)


 

Серия сообщений "Зимние Святки - Колядки":
Часть 1 - Зимние святки - Колядки.
Часть 2 - Колядки, Таусени
Часть 3 - Новогодняя история Деда Мороза и Снегурочки.
Часть 4 - Арина Никитина о зимних праздниках.



Процитировано 1 раз



tet369   обратиться по имени Воскресенье, 13 Января 2013 г. 06:19 (ссылка)
Позитивного настроения,удачи во всем:)))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку